суббота, 26 июня 2010 г.

тест про эффект дохода и эффект замещения

Задание
На рисунке показана кривая безразличия некоего потребителя и линия его бюджетного ограничения
Qy
E
20Qx
40
Если цена товара Х снизится, то вследствие эффекта…
Варианты ответа (несколько вариантов):
1) дохода потребление товара У увеличится
2) замещения потребление товара Х увеличится
3) замещения потребление товара Х уменьшится
4) дохода потребление товара У сократится
РЕШЕНИЕ:
В данной задаче легко запутаться, потому что рассуждение будет разным в зависимости от того, являются ли оба товары нормальными, или один из них является низшим (тут возникают варианты в зависимости от того, какой товар – низший: тот, на который цена снижается, или тот, на который цена не снижается, но он заменяет или дополняет дешевеющий товар). Нормальный товар – это такой товар, потребность в котором у покупателя не насыщена и он хотел бы приобрести большее количество данного товара. А низший – это такой товар, потребление которого человек сокращает, если становится богаче.
Сначала рассмотрим эффекты дохода и замещения по отдельности.
Важно понимать, что эффект дохода от снижения цены на товар Х заключается в том, что человек реально становится богаче. Если товар У является нормальным товаром, то с какой стати более богатый человек станет сокращать его приобретение, если даже будучи более бедным он покупал 20 единиц данного товара? Дополнительный доход покупатель направит на увеличение количества товара Х, не снижая приобретение товара У. От того, что стал богаче, человек сократит потребление товара У, если только этот товар является низшим. Если же товар Х – является низшим, то покупатель вследствие эффекта дохода не должен увеличивать его потребление. Окончательный результат зависит от соотношения эффекта дохода с эффектом замещения: покупатель может вообще не среагировать на снижение цены на низший товар Х, высвободившиеся деньги направить на покупку нормального товара или потратить на дополнительное количество товара Х только часть дополнительного реального дохода.
Эффект замещения означает относительное удешевление товара Х, потребитель начнёт замещать относительно более дорогой товар У покупкой большего количества более дешёвого товара Х. Само слово "замещение" означает, что покупатель не просто увеличивает приобретение товара Х, а заменяет более дорогой товар У более дешёвым товаром Х.. Если только товар У – низший, а товар Х –нормальный, то потребитель с радостью заменит низший товар на нормальный (возможно, в большем количестве, чем в следующем случае), если оба товара нормальные – то потребитель спокойнее отнесётся к замене. А если товар Х – низший, то потребитель по сути эффекта замещения всё равно замещает им более дорогой товар, но без радости.
Выразится ли различие в психологических ощущениях в количественном различии между этими вариантами?
Ответ на этот вопрос будет зависить уже от соотношения эффекта дохода и эффекта замещения, что больше, что меньше? Если эффект замещения больше, чем эффект дохода в случае, когда Х является низшим товаром, то потребитель, все-таки увеличит приобретение товара Х. Если эффект дохода равен или больще эффекта замещения, то потребитель не увеличит приобретение большего количества низшего товара в случае снижения цены на него.
Для данной задачи следует заметить, что для нормальных товаров потребление товара У сократится не вследствие эффекта дохода, а вследствие эффекта замещения.
Потребление товара У сократится вследствие эффекта дохода, если этот товар является низшим, потому что в этом случае потребитель отказывается от данного товара, потому что стал богаче, а не потому что товар У стал относительно дороже.
ОТВЕТ: варианты 2 и 4
И это были правильные ответы (так было заложено в компьютере)

Данная задача была обсуждена преподавателями кафедры экономической теории и корпоративного управления Сыктывкарского университета.
Было указано, что поскольку в задаче ничего не сказано про низшие товары, оба товары следует по умолчанию считать нормальными. С этим действительно можно согласиться.
Тогда задачу надо решать по Хиксу.
Пусть потребитель покупает два товара Х и Y, доход потребителя составляет М единиц, цены товаров соответственно Px и Рy. Соответствующая этим условиям бюджетная линия АВ имеет точку касания Е0 с кривой безразличия №1, следовательно, точка Е0 является точкой потребительского оптимума.
Пусть теперь цена товара Х снизилась. В этом случае новая бюджетная линия пересечёт ось Qy в той же точке А (так как цена товара У не изменилась), а ось Qx пересечёт в точке В1 , лежащей правее точки В на оси Qx (цена товара Х снизилась).
Таким образом, при первоначальной цене потребитель покупает ОХо единиц товара Х, при новой цене ОХ1 единиц товара Х, т.е. общим эффектом снижения цены является увеличение объёма спроса на Хо Х1 единиц товара Х.
Теперь этот общий эффект надо разложить на эффект замены и эффект дохода.
Проведем воображаемую бюджетную линию А'В', параллельную новой бюджетной линии А В1 и касательную к первоначальной кривой безразличия.



Qy
20
А'
Ео


А
E Qx
Хо Х' Х1 В В' В1 40


Итак, по оси Qx
Хо Х' - эффект замены
Х' Х1 – эффект дохода
ХоХ1 = ХоХ' + Х' Х1 – общий эффект от снижения цены
По оси Qy общий эффект тоже раскладывается на эффект замены и эффект дохода .
И для НОРМАЛЬНОГО товара У эффект дохода заключается в относительном увеличении его потребления. Но из-за того, что для товара У эффект дохода и эффект замены действуют в разных направлениях, общий эффект заключается в неизменности потребления товара У.
Таким образом более правильный ответ –это варианты 1 и 2 .
Вся проблема в том, что проверка ответов, заложенных в компьютере разработчиками правильным считает варианты 2 и 4.
Почему такое расхождение?
Проблема в том, что во многих учебниках эффект дохода и эффект замены начинают объяснять в связи с объяснением закона спроса, причём не сдвигов кривой спроса, а именно самой кривой спроса, то что при понижении цены на товар Х спрос на него растёт.
На графиках, в словесном объяснении всё крутится вокруг товара Х, цена на который снизилась, вплоть до того, что само определение эффекта дохода звучит так, как будто оно относится только к товару Х.
Например, в РЕЗЮМЕ "Экономикса" Макконелла и Брю в главе "Теория потребительского поведения" написано:
Закон спроса можно объяснить с помощью эффектов дохода и замещения или с помощью закона убывающей предельной полезности.
Эффект дохода заключается в том, что снижение цены продукта позволяет потребителю купить большее его количество при прежней величине денежного дохода. Эффект замещения указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и таким образом, увеличивает склонность потребителя к замещению им других продуктов.

Как видим эффект дохода применительно к товару У здесь настолько остаётся в тени, что вообще куда-то исчезает. Посмотрите мнение П.А Ватника (в Интернете), он также объясняет это упрощение, которое приводит к ошибкам в понимании эффекта дохода.

5 комментариев:

  1. Это моя первая попытка создать свой блог.
    Не судите строго.
    Как изменить уже напечатанный текст или ликвидировать этот блог, чтобы создать более зрелый?
    Виктория Товмасян

    ОтветитьУдалить
  2. Как изменить - это я уже нашла.
    Остался второй вопрос

    ОтветитьУдалить
  3. Да, я ещё забыла про то, что пропали графики во время копирования текста.
    Здесь графики, наверно, надо печатать как фотографии?

    ОтветитьУдалить
  4. «Я не смог бы закрыть свой первый дом без мистера Бенджамина Ли! Бенджамин и его команда сделали все возможное для меня в этой сделке. Он легко справился с моим очень трудным поворотом во времени и всегда был доступен для меня, когда у меня были вопросы (а у меня было много), даже когда он был вдали от офиса, что я очень ценил! Он и его команда обращались со многими продавцами в последнюю минуту и ​​неустанно работали, чтобы удостовериться, что я смогу закрыться до того, как истечет срок моей аренды (и, соответственно, моей помощи по авансовому платежу). Мистер Бенджамин - невероятно знающий кредитный офицер, вежливый и терпеливый. Я сделал пару предложений по недвижимости до моей последней покупки, и Бенджамин помогал каждому, часто координируя свои действия с моим агентом за кулисами. Я чувствовал поддержку на протяжении всего процесса. Благодаря Бенджамину и неустанным усилиям его команды, я теперь являюсь счастливым владельцем дома! Я бы посоветовал вам рассмотреть вопрос о предоставлении кредита Бенджамину Бриэлю Ли. Г-н Бенджамин Ли, свяжитесь с informaions.via WhatsApp + 1-989-394-3740 Email- lfdsloans@outlook.com.

    ОтветитьУдалить
  5. Я СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮ ФИНАНСОВУЮ ИЗ-ЗА КРЕДИТА, КОТОРЫЙ Я ПОЛУЧИЛ С ЛФДС. финансовое учреждение из-за моего кредитного рейтинга. Я не мог оплатить сборы моих детей. Я был позади на счетах, собирался быть выброшенным из дома из-за моей неспособности заплатить мою арендную плату. Это было в течение этого периода, мои дети были забраны у меня приёмной заботой. Затем я решил искать средства в Интернете, где я потерял 3670 долларов, которые я позаимствовал у друзей, которые были сорваны двумя онлайн-кредитными компаниями. Пока я не прочитал о: ссуде онлайн (lfdsloans@outlook.com) где-то в Интернете, я все еще не был убежден из-за того, через что мне пришлось пройти, пока мой родственник, священник, также не рассказал мне о действующей схеме ссуды в очень низкая процентная ставка в 1,9% и прекрасные условия погашения без штрафа за невыполнение платежа. У меня нет выбора, кроме как связаться с ними, что я и сделал посредством текста + 1-989-394-3740, и г-н Бенджамин ответил мне. Этот день был для меня самым лучшим и самым великим днем ​​в моей жизни, который никогда не может быть забыт, когда я получить уведомление о кредите в размере 400 000,00 долларов США на сумму кредита, на которую я подал заявку. Я эффективно использовал кредит, чтобы погасить свои долги и начать бизнес, и сегодня я и мои дети так счастливы и полны удовлетворения. Вы также можете связаться с ними по электронной почте: (lfdsloans@outlook.com) WhatsApptext helpline: + 1-989-394-3740 Почему я это делаю? Я делаю это, чтобы спасти как можно больше людей, которые нуждаются в кредите, чтобы не стать жертвой мошенничества в Интернете. Спасибо и да благословит вас всех Бог, я Александр Артем из Горизонта Парк БК, Украина.

    ОтветитьУдалить